Посмотрел сериал "София", который недавно крутили по телевизору. Сам телевизор практически не смотрю, но сериал посмотреть надо было, всё же пиарили его как "возрождение советского кинематографа в России". Смотрел с женой, поэтому не могу писать рецензию там, где она может увидеть.
А выговориться где-то надо. Посему пишу тут.
Кратко моё мнение о фильме - именно ради таких фильмов в СССР была цензура. Не люблю цензуру, но существование фильмов вроде Софии существование цензуры
почти оправдывает.
Из плюсов должен отметить костюмы, качество съёмки и игру большей части актёров. Это действительно на высоте и смотрится здорово. И не столько по голливудски, сколько театрально в хорошем смысле.
Минусы следует разделить на две части.
Минусы терпимые.
Игра актёров главных героев и историческое соответствие. Первое немного удивляет на фоне отличной работы большинства героев второго плана. Я даже подозреваю, что это было сделано специально, хотя и не понимаю зачем. Всё же жутко топорно выглядит, когда реплики выдают нарочито неверным тоном. Могло бы прокатить с самой Софией, как незнание языка, но не с князьями же.
Ну а про историческую правдоподобность и говорить лень. Кто её вообще соблюдает. Тут хоть основные события более-менее упомянуты.
Минусы нетерпимые.
Это не фильм, а какая-то агитка мракобесия в мерзейшей форме. В идеологической.
Все "хорошие" хороши исключительно из-за того, что православные, какую бы жуть и глупости они не творили. Все "плохие" плохи именно из-за того, что вера у них не той системы или отсутствует. Абсолютно не важно, как разумно они себя ведут - расплата неминуема. Разум, честь, доблесть, любовь - всё это совершенно незначительные вещи в сравнении с верой согласно установкам данного кин
а.
При этом злейшей антипропаганды для православия и не придумать, поскольку за фасадом "вера суть главное" кроется полное отвергание едва ли не всех принципов настоящего православия.
Но это всё эмоции. Лучше приведу факты.
Зоя Палеолог по рекомендации кардинала Виссариона отправлена папой римским великому князю Ивану III в жены для того...
Нет, не для союза против Османов, не для того, чтобы избавиться от весьма неудобной заботы о православной безземельной "императрице". Даже не для препятствования союзу московитов с крымским ханством. По фильму папа спит и видит, чтобы православный князь сменил православие на католичество. Даже не униатство (о котором говорилось в фильме мельком, как и про Османов), а католичество!!!
Видать по логике авторов папа данный был дебилом. Причём дебилом мстительным. За невыполнение князем условий смены религии жену надлежало оперативно убить. Нет веры - нет жены.
Ну да, посылать православную (Византия, Карл!) к православному - конечно же они католичество примут. Л-логика.
Князь немедленно проникается к Софии чистейшей и возвышеннейшей любовью. Происходит это, надо полгать, из-за того, что она ведёт себя хамски и не понравилась свекрови. (Князь по фильму мать очень любит.) София отвечает ему тем же, надо полгать, тут дело в эффекте мачо. Князь сразу проявил себя как человек неумеющий держать слово, считающий её(ещё Зою) за говно, да и попросту самодур тот ещё.
В сравнении с этим история любви Дейнерис и кхала Дрого с дотракийской свадьбой - практически Шекспир.
Кстати, наследник у Ивана есть, причем достаточно взрослый. Настоящей Софии пришлось неслабо попотеть, чтобы оттереть Ивана молодого и его сына от наследства. Киношная София даже не парится с таким. У неё вместо налаживания отношений с местной знатью и самим князем сплошная молитва. Собственно и Успенский они начали строить из-за её двинутости на теме храма, в котором с усопшей дочкой поговорить можно. Нет, связи Софии в Риме тут не при чём. Нет их в фильме. Архитектор Фьораванти вообще сам материализовался. Чудом-с.
В реальности Иван III по признанию современников был человеком чрезвычайно разумным. В частности особо отмечали его умение выслушивать советы. В фильме князь - глуповатый самодур, все положительные черты характера которого ограничиваются уважением к вере и соблюдением надобных мероприятий. Объединение русских земель под его началом иначе как волей небесных сил и не объяснить. Ну или ему жутко везло.
Даже стояние на Угре в фильме показано не как победа хитрости и дипломатии Ивана, как как подарок с неба. Ну тупой оказался хан, решил специально до морозов сиднем сидеть. САМ! Ну и немного поспособствовали всякие разумные персонажи, но это так, несущественно.
Зато было показано, как замечательно православные грабят ордынский город и воруют сына хана. Они православные - им можно. Сына ведь отдали.
Итальянцы в фильме плохие. Все, кроме Фьораванти и ещё одного, которого София любила в юности. Чистые бесы, о чём открытым текстом некоторые персонажи говорят. Вечно кого-то травят, режут в спину, бросают с колокольни или хотя бы прелюбодействуют. Видать, американцев было не приткнуть.
Молдаване тоже плохие. Вообще сатанисты. Ну и блуд опять же. (Со сцены сатанинского ритуала ржал в голос.) Нет, Приднестровье Приднестровьем, но так открыто пропаганду пихать...
Литовцы, разумеется, не сильно лучше. Предатели.
Ордынцы - поганые. Но исключение есть. Да,
крымские - хорошие.
А ещё в фильме есть почти масоны! Ну вот так показана новгородская ересь. И да, они тоже плохие. Очень очень плохие.
Ну это ладно, это дань современной политической конъюнктуре. Да и подано так нарочито, что можно смеяться. А вот как быть с установками фильма?
Если фильму верить, то получается, что можно пытать, врать, предавать, красть детей - если ты за хороших. Ну допустим, время такое было - все хороши. Типа мрачное историческое кино. Но почему в злодеях оказались все персонажи,
думающие головой? Вообще все, до единого! Положительные настолько безголовы, что злодеям приходится устраивать периодические тупняки, иначе даже чудом их победить невозможно.
Заговорщики не запирают двери - самопальный(!) шпик в исполнении умственно ущербного Ивана молодого может их найти.
Обольстительница сатанистка жадная до власти внезапно забывает, что надо не только удачно замуж выскочить, но и мужем правильно вертеть. Хотя вначале отлично вертит.
Наёмный убийца посвящает в свои планы самого верного человека Софии. А папский легат, так вообще самоубился.
Казимир отпускает княжеских братьев не женив на дочках, хотя собирался!
Ордынский хан сам гробит войска, вопреки советам, хотя до этого не тупил.
Новгородцы - так те вообще псковских у себя на время осады Новгорода приютили зачем-то. Вовремя-с. (Забудем о том, на чьей стороне в реальности Псков был, кино ж.) И да, таки замёрзли, ибо жратвы свезли на несколько лет, а дров запасти
не догадались.Самый колоритный боярин, имея одну единственную дочь, продержал её в девках до неприличных годов, а сам повторно жениться не собрался. Это при том, как убивался об отсутствии наследников.
И так все!
Ай, возрождение кинематографа! Ай трындец!