Ещё немного об Очень Плохой Музыке, а также о рекламных заявлениях типа "у певца Х диапазон в четыре октавы" и прочих сказках народов мира. Понятия академической музыкальной науки за последнее столетие терпят всё большие унижения от не особо сведущих в вопросе людей и вводимых ими в обиход созвучных понятий, обозначающих совершенно иные вещи.
Не обошло это и науку вокальную. Так, понятиями "
диапазон голоса" и "
тип голоса" смело бросаются друг в друга
диванные ценители, которые совершенно не отличают рок-вокал от оперного, оперный от традиционного, традиционный от блюзового, и т.д.
Из классической вокальной науки известно, что в академическом вокале голос профессиональных певцов делят на типы (ограничимся мужскими в этом посте, без разновидностей), от наиболее высокого к более низкому: контр-тенор, тенор, баритон, бас, бас-профундо, (октавист).
В большинстве случаев рабочий академический диапазон любого из типов составляет две октавы (различается положение на клавиатуре). Это означает, что певец, годами тренировавшийся в академической традиции, способен выдавать каждую ноту этого диапазона
именно так, как того требует академическая традиция: с нужной громкостью, нужным объёмом, характерным тембром, и т.д. Это связано с тем, что в опере не настолько поощряется индивидуальность, и произведения в этом жанре пишутся под тип голоса, а не под конкретного исполнителя. Субъективность, впрочем, имеет место быть и здесь.
Таким образом, за счёт долгого существования данной традиции, было принято считать, что все ноты выше/ниже извлекаемых в академической традиции, не являются пением как таковым. Однако с изобретением микрофона и продвинутых средств для усиления звука - электроакустического оборудования - на большую сцену (из андеграунда) вышло большое количество новых вокальных стилей, совершенно непохожих в своём большинстве на вокал академический, но звучащих в записи/в лайве не менее громко и внушительно за счёт технического оснащения музыкальных коллективов. Что говорить - зачастую и
куда более разборчиво.., в связи с, опять-таки, особенностями академической традиции, формировавшимися в эпоху отсутствия электроакустики.
Ошибочно современными любителями музыки на современных же вокалистов накладываются различные проклятия, вроде "честер беннингтон - тенор", "майкл джексон - тенор", "питер стил - бас", и так далее. Дело в том, что к современным вокалистам академические термины
неприменимы просто потому, что "тенором" человек с высоким голосом может стать, тренируясь годами исключительно в академической традиции. Иными словами, если вы берёте верхнее "до" (до второй октавы) не так, как того требует традиция - на подмостках серьёзных театров вам делать пока нечего. Уж не помню, где я вычитал эту фразу.
Что же на самом деле должно использоваться по отношению к современным вокалистам - это относительные понятия "высокий тип голоса" (майкл джексон, честер беннингтон, дэниэл томпкинс, бруно марс, ...), "средний тип голоса" (ваш покорный слуга*, сотни и тысячи других вокалистов), "низкий тип голоса" (не припомню ни одного вокалиста с этим типом в рок-музыке, но зато вспомнился Ави Каплан из
Pentatonix).
Отличительные особенности этих типов такие же, как и у (не)тренированных теноров, баритонов и басов: их нижний предел находится в районе ля большой, фа большой и ре большой, соответственно. Что закономерно, из всех моих учеников за 8 месяцев преподавательской деятельности абсолютно все принадлежали к среднему типу. В большинстве случаев тип голоса состоявшегося вокалиста может определить опытный вокальный педагог при прослушивании записей, но иногда ощущения бывают обманчивы. Можно быть лишь уверенным, что среднему типу будет крайне тяжело взять хоть каким-либо способом С6 (до третьей, личный опыт), а певцы с высоким типом это делают достаточно регулярно, т.к. их диапазон чуть смещён вверх, а голос по фактуре более лёгкий и пронзительный даже при использовании экстремальных рок-вокальных приёмов.
Когда речь заходит о современном вокале, картина меняется значительно. Рассмотрим это на примере вашего покорного слуги.
На этой, с позволения сказать, диаграмме, представлены примерные вокальные возможности на январь 2018. С одной поправкой - в связи с тем, что мой профиль - это рок-вокал, и в нём я работал все 11 лет, то только в этом стиле моё звучание можно считать профессиональным и пригодным для большой сцены. Соответственно, нижеприведённое относится именно к этому подмножеству вариантов звучания певческого голоса, с характерной аранжировкой. Но в целом это же касается и прочих подвидов современного вокала, в частности, ритм-энд-блюз, в котором я тоже с некоторого времени стараюсь расти. Отличие лишь в надёжности предельных верхов и низов, уверенности в исполнении характерных вокальных приёмов, ну и фактуре звучания, конечно.
Как видно, здесь даже зелёная часть занимает более 2,5 октав. Это ноты, на которые можно рассчитывать при написании основных вокальных партий, и которые, скорее всего, не так сильно поплывут в жёстких туровых условиях при лёгкой простуде, нарушении режима сна, питания, и/или нервного спокойствия. Ноты, помеченные названием исполнителя (Periphery, AC/DC) обозначают характерные вокальные стили, в которых вокальная позиция становится всё выше и выше, а голос становится в той или иной степени похож на вокалистов этих коллективов. В целом, не так уж и плохо, но с пометкой, что рок-вокал - это не поп и не соул, и звучит он иначе, а вокалист с высоким типом будет всегда иметь преимущество как в более тонкой фактуре, пригодной для этих жанров, так и в лёгкости наверху. Кроме того, значение имеет и привычный режим звукоизвлечения - то есть та фактура, с которой ты привык работать годами. Чем богаче твой тембр - тем тяжелее тебе тащить его вверх, при прочих равных.
*Ещё давненько, помнится, писал о том, что мой тип голоса ближе к басам. Как выяснилось позже, в действительности голос, что звучит со второй половины
этого видео, под академическую традицию не подходит, и де факто является этаким "суррогатным" режимом звукоизвлечения, когда ложные голосовые связки находятся в состоянии гипертонуса и обычный
баритон средний тип внезапно уходит аж в субконтроктаву. Только вот звучит этот голос не как речевой, с характерным треском. Басов и басов-профундо же отличает характерная глубина и чистота извлекаемого голоса внизу. О механизме идут споры, но на слух
отличие слышно сразу.
Таким образом, да, мой голос
темнее, чем многие голоса на сцене, но мой
грудной тембр едва-едва не срывается на фа большой, как слышно
в этом недавнем видео. Как говорится,
the baritone curse никуда не делось: не можешь впечатлить низами, не можешь удивить верхами. Так и живём.
Ноты же, помеченные серым (шумовой/фраевый регистр, свистковый регистр) - это те самые механизмы звукоизвлечения, которые также доступны всем типам голосов, но малоприменимы в живой современной музыке.
Впрочем, история современной музыки показала, что
как для фраевого, так и
для свисткового механизмов бывают исключения.