Был в свое время сильно огорчен диснеевскими фильмами, но надеялся, что из них можно будет посмотреть хотя бы бои на световых мечах.
Однако и эта надежда не оправдалась, поскольку уровень постановки именно таких сцен показался мне несравнимо более слабым, чем даже в оригинальной трилогии. В то же время фанатская постановка боя Дарта Вейдера с Оби-Ваном мне очень даже зашла, несмотря на очевидные проблемы с камерой (очень уж выбивается из "лукасовского" стиля того времени).
Дело в том, что в поединке на мечах наиболее интересно для меня не использование кульбитов или даже сложных приемов, а противостояние разных стратегий. В каждом бою что старой, что приквельной трилогии эти стратегии были, и они были интересными. У каждого бойца был не просто свой стиль, а полноценная концепция сражения. Мейс Винду сражался совсем не так, как Йода. Граф Дуку сражался не так, как Палпатин или Энакин. Люк сражался не так, как Дарт Вейдер. Но несмотря на общую фэнтезийность происходящего, верилось в то, что сражающиеся - явно мастера своего дела. Скажем, движения Дарта Мола кажутся серьёзно опасными не потому, что у него двойной меч-посох, а потому, что актер явно и простой дубиной может навешать неиллюзорных люлей. В это веришь, поскольку движения анатомически правильны и подходят к оружию.
Кстати, актеры периодически показывали свои навыки на всяких шоу, да и в других проектах. Тот же Макгрегор копией светового меча легко отбивал бейсбольные мячики. Причем делал это не как бейсболист, а строго в технике фехтования, положенной его персонажу.
А вот в новой трилогии диснея этот момент оказался драматично утрачен. Обычному зрителю моет и незаметно, а я в свое время намахался римским гладиусом на реконструкциях. Меня зрелищное размашистое махание меч-в-меч не впечатляет. У меня от таких кульбитов начинают ныть запястья, поскольку я по опыту знаю, как больно во время эффектной восьмерки получить по мечу даже ласковым тычком.
Так что мне было буквально стыдно смотреть на поединки с участием Рей и Кайла. Ибо первая не умеет сражаться от слова вообще, а второй вместо светового меча орудует явно тежеленным фламбергом, еще и нарочито глотая те моменты, когда лезвие надо перехватить второй рукой.
И поверьте, это не пустые слова.
https://youtu.be/irvU09MM-l4Но вот какая мысль пришла мне в голову недавно... А ведь у актеров были тренеры, постановщики. Они ведь понимали в этом деле никак не меньше меня. Как же так получилось? А ведь просто. Там явно был план, согласно которому персонаж разучивал стиль, осваивался... Но потом пришел режиссер, выбрал удачные движения по своему представлению и тупо перемешал.